Логотип сайта FASHIONWARE
Все о стильной молодежной одежде
и магазинах модной молодежной одежды Москвы
новости
 
Главная / Статьи / Диагноз — покупатель. Шоппинг в России превратился в болезнь /

Диагноз — покупатель. Шоппинг в России превратился в болезнь

До России докатилась волна шопомании. Неудержимая страсть к покупкам разорила уже немало европейцев и американцев. Теперь очередь — за нашими гражданами. Однако даже искушенных иностранцев шокирует поведение россиян в магазинах. У нас шопомания достигла невиданных размахов. Этой болезнью уже страдают не только жены олигархов. Даже люди с малым достатком умудряются оставлять в магазинах огромные суммы. В этом им помогают потребительские кредиты, которые сейчас можно получить за несколько минут. Легкие деньги сделали настоящими шопоголиками и женщин, и мужчин.

Большинство из них понимают, что серьезно больны, только в тот момент, когда приходит время расплачиваться за кредит. Но бывает уже поздно. Супруг подает на развод, а имущество приходится распродавать за долги.

В качестве классического примера шопоголизма психологи приводят историю 40-летней американки. В июле этого года власти Пенсильвании посадили в тюрьму на 27 месяцев женщину, страдающую безудержной страстью к покупкам. Эта дама украла из кредитного союза 1,5 млн. долларов и сразу же потратила их на приобретение более 1,5 тыс. вещей.

Среди покупок оказались сотни пар обуви и десятки сумочек. В своих показаниях американка призналась, что не могла контролировать страсть к приобретательству. Не купить ту или иную вещь она просто была не в силах.

Такие случаи, конечно, единичны. Однако психологи убеждены, что предрасположенность к шопомании заложена чуть ли не в каждом втором жителе развитых стран. По результатам опроса, проведенного компанией GfK Custom Research Worldwide, в среднем 42% европейцев и американцев склонны к внезапным тратам. С падением «железного занавеса» мания покупок проникла и в Россию. Наши соотечественники, утомленные постоянным дефицитом, оказались куда более злостными шопоголиками, чем иностранцы. Более 70% россиян признались, что испытывают удовольствие от самого процесса хождения по магазинам. Во время депрессии или душевного кризиса они легко могут превратиться в шопозависимых людей.

Идеология гламура

Причин у шопоголизма множество. По словам психолога Евгении Никитиной, магазиноманией страдают, прежде всего, те люди, которые были многого лишены в детстве. Причем лишения эти могут носить не только материальный характер. Люди, которые не чувствовали тепло и заботу родителей, с помощью покупок фактически тешат свое самолюбие.

«Кроме того, многие находят в процессе покупки хороший способ для снятия стресса, — пояснила «НИ» г-жа Никитина. — Однако именно в России шопингтерапия зачастую перерастает в шопоманию. Как и в случае с алкоголем, лекарство превращается в источник новых болезней. Виной всему отсутствие чувства меры».

Большинство шопоголиков — люди с серьезными комплексами. «Многие из них чувствуют свое несоответствие стандартам успешной жизни, — рассказал «НИ» руководитель Центра практической психологии Сергей Ключников. — Сейчас в обществе преобладает гламурная идеология. Человек должен зарабатывать деньги, чтобы потом потратить их на покупку виллы, машины или дорогого наряда. А если ты столько не зарабатываешь, то предлагается посмотреть журналы, где рассказывается об этой красивой жизни, чтобы получить ощущение сопричастности. Еще одна причина шопоголизма — недостаточно насыщенная событиями жизнь. Люди пытаются заполнить пустоту этими бессмысленными покупками. Развитию этой зависимости в России способствовало также резкое появление колоссального количества товаров, наводнивших рынок. Мы страна крайностей. Во время шоп-туров за границей наши люди ведут себя так, что иностранцы порой смотрят на них, как на дикарей».

Свою роль в шопоголизме сыграла и реклама. Г-жа Никитина пояснила «НИ», что на психику людей, склонных к той или иной зависимости, серьезно влияет высокое качество рекламы в общем-то бесполезных товаров. «К сожалению, в нашей стране пока еще не принято считать шопоголизм болезнью, поэтому люди не хотят обращаться за помощью к специалистам», — заключила Евгения Никитина.

Сметая все на своем пути

В результате все многообразие товаров гигантских супермаркетов и модных бутиков просто сводит с ума россиян. В магазине они способны забыть все на свете, даже собственных детей. «Шопоголики к нам приходят довольно часто, — рассказала «Новым Известиям» менеджер отдела женской одежды магазина Zara Елена Щербакова. — Такие женщины постоянно теряют у нас детей. Они так увлекаются покупками, что забывают, с кем пришли и когда. Бывают такие ситуации, когда мужья уходят в мужской зал, мамы — в женский, а дети подходят к центральной кассе и начинают плакать. Мы, конечно, сразу по громкой связи делаем объявление, но мамы долго не приходят. Только через какое-то время вспоминают о своих чадах».

Большинство продавцов шопоголизм только приветствуют. Еще бы, один клиент с таким диагнозом может даже удвоить месячную выручку магазина. Консультант модного бутика «Подиум» Родион признался «НИ», что сам страдает манией покупок. Поэтому он только радуется, когда обслуживает истинного шопоголика.

С этой точкой зрения согласна и продавец магазина Ermanno Scervino Екатерина: «Некоторые клиенты хватают буквально все. Бывает, что человек берет белую кофточку, такую же черную, вновь такую же белую, но с коротким рукавом, или, наоборот, с длинным. Если товар доставляется в наш магазин два раза в неделю, то и этот человек будет приходить два раза в неделю и делать покупки. Такие посетители берут все, иногда даже без примерки, просто хватают свой размер и расплачиваются за товар. Нашим постоянным клиентам мы звоним, сообщаем о каждой новой поставке. Мы к этому относимся нормально — если людям нравится, то почему бы и нет? Таких покупателей бывает больше летом. Наверное, они считают, что шестая шуба — это плохо, а двадцатая кофточка или тридцатая юбка — это ничего».

Ни стульев, ни мужа

Если у шопоголика нет проблем с деньгами, то это еще полбеды. Во-первых, покупка десятка ненужных вещей вряд ли разорит толстосума. Во-вторых, он легко может побороть свою манию, обратившись за помощью в имиджевые агентства. Там за несколько тысяч рублей в час можно взять с собой по магазинам специально обученного человека — профессионального шопера, который поможет справиться с пагубной страстью. «Например, в нашей компании шоперы отговаривают клиентов от ненужных покупок, — рассказала «НИ» руководитель имиджевого агентства StudioStyle.ru Анна Андрианова. — Конечно, встречаются люди, в буквальном смысле зависимые от шопинга. Но среди наших клиентов это только состоятельные женщины, которые могут себе позволить выбрасывать деньги на ненужные вещи. Однако в любом случае наш шопер сделает все возможное, чтобы клиент купил только те вещи, которые он действительно будет носить».

С людьми небогатыми, которых, кстати, среди шопоголиков большинство, все сложнее. Пагубная страсть к покупкам может буквально разрушить их жизни. Кто-то влезает в долги, а кто-то активно осваивает потребительские кредиты. Тут-то и сказалась вечная тяга россиян к халяве. Переступив порог магазина, шопоголики забывают, что кредит нужно будет когда-то отдавать.

Медиаменеджер Алевтина Кириленко называет себя шопоголиком со стажем. «Около года назад мы с подругой сходили с кино, где главным действующим лицом была женщина моей же профессии, — рассказала «НИ» Алевтина. — Еще в кинотеатре я поняла, что ужасно выгляжу, и захотела быть похожей на героиню фильма. Прямо из кинотеатра мы буквально побежали в магазин, где я сразу же купила деловой костюм. Причем на деньги подруги. На следующий день я поняла, что нет предела совершенству».

Сейчас квартира Алевтины похожа на модный развал. Шкафы ломятся от кофточек и блузок, а коллекция сумочек уже давно не помещается в комоде. Зато спит девушка на раскладушке, в доме не осталось ни одной книги, а в холодильнике — продуктов. «После того как я стала сметать все с полок модных бутиков, деньги закончились очень быстро. Сначала я назанимала у подруг, — говорит Алевтина. — Потом стала брать кредиты. Естественно, отдать долги с моей зарплатой и при таких тратах было невозможно. Когда срок платежей истек, кредиторы буквально начали бомбардировать меня звонками и письмами. Представители банков приходили ко мне домой, побывали даже на работе. В итоге мне пришлось продавать мебель и технику, чтобы расплатиться. Когда квартира оказалось полупустой, я поняла, в какой переплет я попала».

Страсть к покупкам приводит и к семейным трагедиям. Только когда в жизни возникают серьезные проблемы, шопоголики решают обратиться к психологу. «Среди моих клиентов очень много страдающих магазинозависимостью, — говорит Сергей Ключников. — Часто приходят семейные пары. Между супругами возникают конфликты, связанные с тратой денег. Например, одной моей клиенткой была женщина, которая очень сильно зависела от покупок, и мужа это постоянно раздражало. Дело в том, что мужчины и женщины по-разному ходят в магазины. Женщинам важен сам процесс, а мужчине — результат. Даже было подсчитано, что больше 77 минут мужчина в магазине не выдерживает. Это провоцирует до 20% ссор. А если семья к тому же не очень богата, то конфликт осложняется финансовыми последствиями. Шопомания одного из супругов, которая буквально разоряет семью, нередко становится причиной разводов».

Шопинг по-мужски

Страстью к неконтролируемым покупкам заразились не только женщины, но и мужчины. По словам психотерапевта и нарколога Владимира Есаулова, среди его клиентов число больных манией покупок мужчин в три раза меньше, чем женщин. «Но число мужчин-шопоголиков растет, — сообщил «НИ» г-н Есаулов. — Еще 5—7 лет назад их в нашей стране не было вообще. Я отметил, что мужская и женская страсти к покупкам различаются. Женщины покупают в основном косметику и одежду, а мужчины — машины, книги, всякую технику и детали к этой технике. Среди клиентов-мужчин у меня доминируют электронщики».

В некоторых формах шопоголии мужчины не только догнали, но и перегнали женщин. Психологи отмечают, что чуть ли не каждый десятый россиянин страдает так называемой «пищевой шопоманией». «Когда я прихожу в кафе или ресторан, то всегда заказываю намного больше блюд, чем могу съесть, — рассказал «НИ» стилист Павел Вердин. — Я заранее знаю, что столько не съем, но все равно не могу отказаться от заказа. В итоге большинство блюд просто остаются нетронутыми».

А разве это болезнь?

Психологи отмечают: коварство шопомании заключается, прежде всего, в том, что в России она до сих пор не считается болезнью. Люди категорически не хотят обращаться к специалистам за качественной помощью. А если нет спроса, нет и предложения. Сейчас в стране нет психотерапевтов, специализирующихся на этом заболевании. Для сравнения: в Европе для шопоголиков существуют даже специальные клиники. В результате патологический покупатель остается один на один со своей проблемой. И тут уже все зависит от силы воли каждого шопомана. Успех борьбы с недугом напрямую связан с тем, научится ли магазинозависимый человек отрицательно отвечать на простой вопрос: а нужна ли мне эта вещь на самом деле?

Алексей Смирнов, Стокгольм

Нина Важдаева, Анна Козлова

Источник: Новые Известия

Смотрите также: модные марки молодежной одежды

статьи